Некоторые сведения о перестройках церкви дают клировые ведомости церквей Подольского уезда Московской губернии. Так, по ведомости 1822 года, «церковь Благовещения в селе Поливанове зданием каменная в твердости и недостроенного при ней ничего нет. Престолов у ней три: в настоящей во имя Благовещения Богородицы и приделы во имя Николая Чудотворца и Алексия человека Божия. При церкви богадельня, выстроенная на 10 человек, известна с XIX века».

В ведомости 1824 года говорится, что в церкви Благовещения «кровля ветха, и в куполе есть течь». Клировая ведомость 1836 года сообщает, что Благовещенская церковь «каменная, с двумя такими же колокольнями, в твердости, с тремя престолами, вся холодная».

В апреле 1837 года внизу, «под сводами», был устроен теплый придел во имя великомученицы Екатерины. По клировой ведомости 1839 года, «Благовещенская церковь с. Поливанова, зданием каменная, с такими же колокольнями, в твердости, плана и фасада на оную нет. Престолов в ней четыре: в настоящей во имя Благовещения Богородицы и в приделах – на правой стороне – во имя Алексия человека Божия, на левой – Николая Чудотворца; теплый придел во имя вмч. Екатерины».

В Центральном историческом архиве г. Москвы хранятся метрические книги Благовещенской церкви села Поливанова, охватывающие двадцатилетний период с 1835 по 1854 гг. Это две рукописные книги примерно по двести страниц. Вот, к примеру, статистика за 1835 год: в приходе Благовещенской церкви родились 20 девочек (по две Анны, Евдокии, Дарьи, Ирины, Марфы, Параскевы и по одной Татьяне, Александре, Елене, Федосье, Ефимии, Марии, Надежде и Пелагее) и 18 мальчиков (5 Иванов, 4 Василия, 2 Николая, 2 Петра и по одному Алексею, Стефану, Илье, Михаилу и Филиппу). Средняя продолжительность жизни мужчин в 1835 году составляла 47 лет, а женщин – 71 год. Умирали люди от чахотки, оспы, простуды, колотья.

А.И. Гудович

А.И. Гудович

В клировой ведомости 1847-1848 гг. читаем: «Церковь Благовещения в селе Поливанове, вотчина графа А. И. Гудовича, построена в 1789 г. тщанием гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского, здание каменное, с двумя такими же колокольнями, состоит в твердости. Плана и фасада на оную нет. Престолов 4: три холодных и один теплый под сводами настоящей церкви во имя вмч. Екатерины».

По заголовкам уничтоженных дел фонда Московской духовной консистории мы узнаем, что в сентябре-декабре 1884 года в теплом приделе вмч. Екатерины были устроены новый иконостас и престол. В июне-июле 1891 года в Благовещенской церкви обновлена стенная живопись.

Храм с колокольнейВ центральном историческом архиве Москвы хранится пояснительная записка о предполагаемых работах по строительству каменной колокольни при Благовещенской церкви села Поливанова, датированная 10 июля 1898 года. В ней епархиальный архитектор С. Крыгин указывает, что «потребность постройки новой колокольни вызывается неимением таковой при весьма грандиозных размерах существующей церкви, колокола же подвешены в одной из двух угловых невысоких башенок, состоящих по передней линии церковной ограды, башни – как та, так и другая – находятся в крайней ветхости, заменяющая же колокольню, как лучшая, не  имеет  ни пола, ни потолка, с значительными в стенах трещинами, и подперта с  двух сторон контр-форсами, без которых она должна бы свалиться. Лестница приставная на положенные для звонаря доски, состоит из двух жердей  без всяких поручней, и входить по ней крайне опасно, да без привычки и невозможно, почему признал безусловно необходимым обе башенки сломать и на месте их продолжить ограду, а в средине против входа в храм построить колокольню, соединив таковую с существующим храмом крытою галереею по длине на 9 арш., шириною внутри стен 3 арш., высотою с карнизом по наружности 9 арш.».

Колольня XIX век21 декабря 1898 года в Московской духовной консистории слушали «прошение причта, старосты и прихожан Благовещенской, села Поливанова, церкви, Подольского уезда, в коем объяснили, что при их храме, с самого начала его существования, не было колокольни в той форме, как обыкновенно бывают при всех храмах колокольни: ее заменяет у них одна из небольших, каменных башен, находящихся по углам ограды; в настоящее время эта башня-колокольня, под давлением находящегося на ней звона, в сложности до 200 п., настолько покачнулась в одну сторону, что угрожает падением, и благовест на ней теперь едва производится, ибо всякий боится быть погребенным под развалинами ее. Посему просят разрешить им постройку новой каменной колокольни по прилагаемому плану, с израсходованием на этот предмет из свободных церковных сумм семи тысяч рублей, а башню, на которой висят колокола, не дожидаясь падения, сломать и материал употребить на постройку новой колокольни. Под сим прошением местный благочинный засвидетельствовал, что небольшие каменные две башни, находящиеся на передней стороне по углам церковной ограды, сделались очень ветхи. В архитектурном отношении они незамечательны, равно и в археологическом отношении, как построенные не более ста лет назад, не имеют какого-либо значения».

12 декабря 1898 года разрешение на строительство колокольни было получено. На сегодняшний день эта колокольня, к сожалению, не сохранилась.

фреска Пресвятой Богородицы Оранта

 

Одновременно со строительством колокольни проводились строительные работы и в самом храме. Рядом с Никольским приделом появились три стены, одно из окон переоборудовали во входную дверь – таким образом Никольский придел был отгорожен внутри от остальной части храма. Внизу под Никольским приделом поставили котельную – придел стал теплым, зимним. В это же время храм заново расписали. Чудом сохранились фотографии той росписи. На них видно, что на построенной стене со стороны центрального придела была фреска Пресвятой Богородицы Оранта.

 

 

 

ТРИ ЛЕГЕНДЫ О НАПОЛЕОНЕ

В сквере памяти села Поливанова, который сегодня находится рядом с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, установлен памятный знак с целью увековечения Тарутинского маневра, проходившего в районе села в сентябре 1812 года. Из поколения в поколение в Поливанове передаются три легенды, связанные с событиями тех дней.

1. В усадебном доме ночевал Наполеон. Известно, что Наполеон не был в Поливанове – он отступал по старой Калужской дороге. Возможно, что в усадебном доме ночевал кто-то из генералов французской армии – скорее всего, маршал Мюрат.

2. В храме Благовещения была устроена конюшня. Это действительно могло иметь место. Известно, что войска армии Наполеона, в особенности польские войска, глумились над православными святынями и предавали разграблению храмы. Эту легенду косвенно подтверждает то факт, что в 1814 году в храме был возложен новый антиминс.

3. В кургане недалеко от храма похоронены французские офицеры. Действительно, специалисты в области паркового хозяйства установили, что две сибирские лиственницы, растущие на кургане, могут иметь примерно 200-летний возраст. Местные жители вспоминают, что во время сооружения водопровода возле дома церковного причта было обнаружено оружие с надписями на французском языке.

ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ПОЛИВАНОВО, СДЕЛАННАЯ В 1845 ГОДУ

В 1845 году была сделана опись имущества Благовещенской церкви села Поливаново – единственное подробное описание церкви, дошедшее до нас. Приводим его почти полностью.

«Означенная церковь каменная, одноглавая, покрыта железом, при ней в ограде с западной стороны по углам две колокольни каменные и железом покрыты.

На одной из сих колокольне колокола: 1) весом 29 пуд, 2) весом 12 пуд, 3) весом 5 пуд, 4) весом 2 пуда, 5) весом 2 пуда.

Внутри церкви три престола, устроены в ряд и четвертый внизу под ним под сводами с южной стороны. В алтаре престол и жертвенник дубовые, на них срачицы полотняные. Одежда на престоле мишурной парчи по белой земле, облона мишурным позументом с крестом из того же позумента. На сем престоле св. Антиминс на желтом атласе, освященный преосвященным Августином 1813 года октября 5 дня. На жертвеннике одежда мишурной парчи, по белой земле цветами. Над престолом балдахин на 4 столбах, покрыт краской, а резьба вызолочена, кругом около верхней рамы сделан в нем подзор малиновый плисовый с 4 мишурными кистями, внутри сего подзора над престолом на полотне образ Господня Саваофа.

Иконостас деревянный, столярной работы, выкрашен белою краскою с позолоченной резьбою. В нем царские врата глухие обложены порезкою вызолоченною. На них образ Введения во храм Божией Матери.

Около царских врат с южной стороны образ Спасителя в рост, на нем риза медная, посеребряна, венец вызолочен. На южной двери образ Ангела, держащего скрижаль закона. За нею образ Предтечи Иоанна в рост, на нем риза медная и венец. С северной стороны царских врат образ Благовещения Пресвятой Богородицы храмовой, на нем риза медная, посеребряна, а два венца вызолочены. На северной двери образ Ангела, держащего крест и чашу. За нею образ св. Кирилла Иерусалимского, на нем риза медная посеребряна, венец вызолочен.

Во втором ярусе над царскими вратами образ Тайной вечери, риза медная посеребряна, на Спасителе венец вызолочен. Около сего с южной стороны образ Преображения Господня. Образ Благовещения Прсв .Богородицы. Образ Введения во храм Божией матери. С северной стороны образ Рождества Христова. Образ Богоявления Господня. Образ Рождества Богородицы.

В третьем ярусе в середине чаша, около ее: в двух медальонах изображения Страстей Господних.

В четвертом ярусе между колонн образ Воскресения Христова. Около его с южной стороны три лица апостолов. С северной стороны три лица Апостолов же.

В пятом ярусе образ Успения Богородицы в полуциркульной доске. Около его по обеих сторон по образу Страстей Господних.

В шестом ярусе в середине образ Коронования Пресвятые Богородицы.
Около его два образа Страстей Господних в медальонах.

На самом верху иконостаса образ Господа Саваофа. В том же храме запрестольный крест деревянный с малым вызолоченным сиянием. Образ Владимирской Божией Матери, на нем риза и венец медные посеребряны, а на другой стороне того образа лик святителя Николая.  На горнем месте образ положения во гроб Господа Иисуса Христа на Полотне. Образ Смоленской Божией Матери, на нем риза медная посеребряна, на другой стороне того образа лик пророка Илии. Образ Благовещения Прсв. Богородицы. Образ Коронования Божией Матери.

В приделе во имя Алексея человека Божия, устроенном с южной стороны, престол и жертвенник дубовые. На них срачицы полотняные. Антиминс на желтом атласе освященный преосвященным Августином в 1814 г. июня в 23 день. Иконостас деревянный, столярной работы, выкрашен белой краской, резьба на нем вызолочена. Царские двери глухие, обложены вызолоченною резьбою. На них образ Благовещения и четырех Евангелистов.

С южной стороны царских дверей образ Спасителя в рост, на нем риза медная посеребрена, венец вызолочен. На южной двери образ пророка Захарии. На ней в особом киоте образ Спасителя, сидящего с ветвию.

С северной стороны царских ворот образ Божией Матери предстоящей в рост, на нем риза медная посеребрена, венцы вызолочены. На северной двери образ Мелхесидека. За нею пред клиросом храмовый образ Алексея человека Божия, на нем риза медная, посеребрена, два венца вызолочены, надпись на двух финифтяных дщицах.

На втором ярусе над царскими дверьми образ Тайной вечери. Около его с южной стороны образ Сретения Господня. Образ Воздвижения Креста. С северной стороны образ Троицы. Образ Входа в Иерусалим.

Наверху иконостаса крест с предстоящими Богородицею и Иоанном Богословом.

В алтаре пред жертвенником Образ Спасителя с крестом и чашею. На горнем месте образ Спасителя.

В приделе Николая Чудотворца, устроенном в северной стороне престол и жертвенник дубовые. Святой антиминс на желтом атласе освящен Преосвященным Серапионом и подписан Митрополитом Платоном 1789 года генваря 21 дня. Иконостас деревянный, столярной работы, выкрашен белою краскою, резьба на нем вызолочена. Царские врата глухие. На них образ Благовещения и 4 Евангелистов.

На южной стороне царских врат образ Спасителя в рост, на нем риза медная посеребрена, венец вызолочен. Образ святителя Николая, на нем риза медная, посеребрена и позлащены. На южной двери образ Архидиакона Лаврентия. С северной стороны царских врат образ Божией Матери с младенцем, на нем риза медная посеребрена, венцы позлащены. На северной двери образ Архидиакона Стефана.

На 2-м ярусе в середине образ Тайной вечери около его образ Господня. Образ исцеления расслабленного. Образ Успения Божией Матери. Образ Воскресения Господня. Вверху крест с предстоящими Богородицею и Иоанном Богословом.

На горнем месте в алтаре образ святителя Николая и преподобного… Четыре клироса столярной работы, выкрашены белой краской и по краям обложены резьбою. Над левым клиросом в особом киоте образ Печерской Божией Матери с 6 лицами, на нем риза медная, посеребрена, венцы вызолочены. За правым клиросом в особом киоте образ Божией Матери Балканской, на нем риза медная, посеребрена, два венца позлащены. За левым клиросом в особом киоте образ Святителя Николая мерою 5 четвертей, на нем риза серебряная, венец вызолочен. На аналое в киоте образ Триипостасной. У клиросов 4 хоругви на полотне.

На боковых стенах образ Архидиакона Лаврентия. Образ Архидиакона Стефана.
Образ Нерукотворный, на нем риза, венец медные, отдельные. Образ Николая Чудотворца Поясной, на нем оклад оплечье с Евангелием и венец, медные, посеребрены. Образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости.

О напрестольных вещах. Крест серебряный вызолоченный с финифтью, весу 4 фунта. Крест серебряный, с передней стороны вызолочен.

Евангелие в поллист, обложенное кругом серебром и вызолоченное печатанное в 1784 году генваря на нем образ Воскресения в середине и по углам 4 Евангелиста на финифти.

Евангелие в поллист, печатанное в 1745 году месяца февраля, обложено малиновым бархатом на нем в середине образ Воскресения Христова и по углам 4 Евангелиста серебряных, застежки медные.

Евангелие малое, печатанное в 1817 году в декабре, обложено малиновым полубархатом, и верхняя доска медная отбеленная с изображением в середине Христа и по углам 4 Евангелиста на финифти.

Евангелие в лист, печатанное в 1776 году в октябре, обложено малиновым бархатом, на обоих сторонах св. Тайн серебряный, вызолочен.

Дароносица серебряная, вызолоченная.

Сосуды: дискос, звездица, потир, поддерживаемый двумя Ангелами и два блюда серебряные вызолоченные, с семью в них изображениями на финифти, весу 12 фунтов.

В среднем Благовещенском храме пред иконостасом посреди церкви паникадило медное, посеребрено, с 24 подсвечниками. В Алексеевском приделе паникадило перед иконостасом медное, посеребренное с 14 подсвечниками. В Николаевском приделе паникадило такое ж, что в Алексеевском.

Опись теплого храма, устроенного под сводами церкви во имя Великомученицы Екатерины. Престол соснового дерева. Жертвенник елового дерева. Св. Антиминс атласный желтый, освященный преосвященным Филаретом в 1833 г. декабря в 1 день. На горнем месте запрестольный крест. Пред жертвенником образ Богородицы. Образ Николая Чудотворца мерою 5 1/2 вершка на нем риза серебряная вызолоченная

 

Читайте продолжение - статью "Благовещенский храм в XX веке"